nurmustermann (nurmustermann) wrote,
nurmustermann
nurmustermann

Шедевр

Гош рассуждает как отличить хорошее искусство от плохого.

Отписал ему сумбурный коммент.

Я не могу сформулировать до конца, но могу показать в какую сторону идёт моя мысль)

Шедевры - как луковицы. Многослойные!!!:))))

Можно наслаждаться на одном уровне. Просто услышал мелодию по радио - вроде понравилось.
Можно идти глубже и дальше. Постигать искусство на другом уровне. Не всякое искусство может быть постигнуто на другом уровне. Книга может быть примитивна и иметь ровно один уровень. Какие-нибудь детективы современные. Оборотни в погонах. Там ничего больше нет. Уровень ровно один. Кто его понял - тот уже молодец.

Вещь серьёзная - там уровней много. Вот "Мастер и Маргарита", скажем, кем-то воспринимается как просто прикольная история про кота и все сцены с Иешуа просто пролистываются, видел и таких людей. Кто-то смотрит глубже и находит там совсем иные смысловые уровни, совсем иное наслаждение.

И для того, чтобы идти вглубь - надо владеть культурными кодами:) Чтобы понять серьёзную книгу из европейской цивилизации желательно знать "Библию". Иначе не поймёшь всю игру смыслов. Желательно знать всех остальных классиков - Шекспира, Гёте, Сервантеса, Пушкина, Гюго.

И вот представим себе группу лиц, которые обладают достаточным знанием. Они разбираются в том, что мы условно назовём классикой. От "Библии" и Гомера до современных Гессе, Манна, Джойса и Умберто Эко. Такие люди, имеющие фундамент, могут понять глубину произведения. Потому что есть база. Далее, берём некое пробное произведение (например книжку Пелевина "Чапаев и Пустота") и даём почитать этим ста людям, у кого есть база. Если они увидели там другие слои и словили кайф от погружения - значит Пелевин тоже причислен к лику. А если они сказали, что там только один уровень - значит так и есть.

Потому ширпотреб и гениальный шедевр могут существовать только в некой системе координат. Обычно пользуются классичекой, о которой я говорю выше. Библия, Шекспир, Гессе... Можно запилить свою систему координат. Например: Элвис Пресли, Джон Леннон, Борис Гребенщиков. И уже в этой системе координат оценить Егора Летова. Ты тоже не сможешь насладиться его песней "если бы я мог выбирать себя я был бы Гребенщиков", если не знаешь текстов БГ.

Так вот, некоторые произведения ложаться со временем в базис. Классический базис Библия - Гомер - Шекспир сегодня немыслим без авторов XX века: Гессе, Сартра, Джойса... Они уже сами часть, база, без них никуда.

Вот как-то так.

Шедевр - то, в чём открываются многие и многие слои наслаждения людьми владеющими соответствующей базой. По-настоящему гениальная вещь потом сама ложится в базу и служит основой для дальнейших шедевров.

Это и есть твоё "цитирование", только вот в таком вот косвенном виде. Нельзя всерьёз наслаждаться Гессе не будучи знакомым например с буддизмом. Сегодня нельзя наслаждаться серьёзными произведениями не зная уже самого Гессе.
Tags: 14. Литература, 15. Музыка, 4.prism
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments