nurmustermann (nurmustermann) wrote,
nurmustermann
nurmustermann

Category:

Эталонный дзэн

Я много ходил по айки-додзё и писал о эталонном айкидо, но не писал о эталонной школе дзэн-буддизма.





В школах дзэн-буддизма всё начинается с практики. В дзэне дофига практик, но главная - дза-дзэн, "сидячий дзэн" дословно. Неофита обучают технике за-зэн и дальше в течение ближайших лет 5, 10, 15... ученик пытается достичь каких-то успехов в за-зэн. Вот и всё.

За-зэн должен практиковаться регулярно и искренне. Если за-зэн (дзэнская медитация) практикуется регулярно и искреннее в течение многих лет, то... ничего :-) За-зэн абсолютно ничего не даёт.

Важно только два момента:
1.) Научиться технике за-зэн.
2.) Много лет её регулярно и искренне практиковать.

Научиться за-зэн лучше всего у роси - "старого учителя". Основной бонус от общения с роси - пример перед глазами. Маяк. Ориентир. Смотришь на него и хочешь так же.
Роси тебе расскажет как правильно практиковать, будет давать советы на первых порах.
Если роси поблизости нет, подойдёт просто дзэнский учитель.

Дзэнский учитель - это такой человек, кому роси разрешил передавать дзэн дальше.

Дзэнский учитель может в свою очередь назначать "руководителей медитации", то есть людей, кто имеет право проводить дзэнские медитации и даже учить им.

Если рядом нет ни роси, ни учителей, ни "руководителей медитации", то можно просто выцепить какого-нибудь дзэнского ученика из какой-нибудь дзэнской школы и учиться у него.

Если же вообще никаких практикующих рядом нет, можно освоить за-зэн по книгам. Есть очень хорошие книги детально расписывающие практику зэн. "Три столпа зэн" Филиппа Капло в первую очередь можно рекомендовать. "Практика зэн" Сэкиды Кацуки тоже.

Когда понял как практиковать за-зэн, дело за малым - сидишь себе каждый день по 25 или по 40 минут или как тебе нравится и практикуешь. Важна регулярность. Лучше практиковать по минуте, но каждый день, чем по часу, но раз в месяц.

Если уж даже к книгам внезапно нет доступа, то можно изобрести зэн самому, с чистого листа. Всё лучше, чем не практиковать совсем. Нужно сесть на подушечку в удобную позу (лотос, полулотос, сейза...) и попробовать для начала сохранить тело в покое на какое-то время. Это уже не просто. Если удаётся достичь покоя тела - попробовать достичь так же покоя мыслей. Внутреннего молчания. Некоторые для достижения этого внутреннего молчания используют счёт дыхания. Вдохнул - раз, выдохнул - два, вдохнул - три, выдохнул - четыре. Можно считать только выдохи. Можно вообще не считать. Цель - состояние о котором сказал поэт - "молчание у меня снаружи, молчание у меня внутри".

Если практиковать правильно, то может открыться связь внутренней тишины и внимания. Мыслей нет, ничего не отвлекает, разум превращается в зеркало и в связи с отсутствием объектов ума чтобы отвлечься резко повышается внимательность :-)

Каждый день. Желательно с утра. На рассвете. 25 минут. Вдох. Выдох - раааааз. Вдох. Выдох - дваааааа. Вдох. Выдох - трииииии. А всякие левые мысли появляются и исчезают, как облака на вершине Фудзи. Как машины проносятся вдоль идущего по обочине дороги путника.

Зэн - постоянное возвращение. Потерял нить дыхания, отвлёкся, мысли убежали. Спокойно, не ругая себя, не рефлексируя, возвращаешься к этой ниточке. Вдох. Выдох - раааааз....

И так много лет.
Многие полагают, что считать дыхание очень просто и они это могут сразу, им не надо пять лет, чтобы до десяти чистенько досчитать, у них сразу всё в ажуре и они уже будды. На самом деле ясно и внимательно сосчитать своё дыхание до 10-и не будучи потревоженным никакими образами, мыслями, мелодиями и просто желанием почесаться - не всем очень просто ;)

Вот и всё.

С дзэном связывают ещё кучу всего: боевые искусства, сад камней, коаны, притчи, вегетарианство и запрет на оральный секс :-) Всё фигня, кроме пчёл. Вдох. Выдох. Раааааз.

А, да, в конечном итоге потребность в счёте дыхания может отпасть (лет через 20, ага) и тогда будешь сидеть в щикантазе - "ничего кроме сидения". Это такое состояние, когда ум сохраняет кристалльную чистоту, тишину, пустоту и предельное внимание, а счёт дыхания при этом не нужен. Но даже матёрые мастера обычно не могут продержать щикантазу долго и всё равно потом начинают считать дыхание. В некоторых школах (особенно в сото) щикантазу практикуют с самого начала, с первого занятия. В некоторых школах просто наблюдают за своим дыханием, ничего не считают. В некоторых школах (ринзай) сходу дают какой-нибудь коан, тогда при выдохе вместо "раз, два, три" нужно проговаривать про себя коан. Разные есть методики. Но в итоге ум должен (кому должен?) стать подобным зеркалу, всё отражать, ничего не искажать, а так же быть предельно внимательным.

Предельная внимательность очень важна в боевых искусствах. Потому для карате, айкидо, фехтования, стрельбы из лука - зело важна практика зэн. Зэн способствует "надтехническому" росту в этих БИ. У воина айки-джитсу может наступить такой момент, что все техники давно поняты и всё получается без проблем и тут "технический" уровень уже исчерпал себя и начинается "надтехнический" уровень, прогресс на котором во многом определяется интенсивной практикой за-зэн. Люди стреляют из лука не целясь и попадают. Люди входят в атаку противника именно тогда, когда появляется самый удачный момент для входа. Про Уесибу писали, что главной отличительной особенностью его айкидо была невероятная своевременность действия. То, что сегодня зовётся "тайминг".

И наоборот, в некоторых школах зэн (ринзай) практика боевых искусств рассматривается как разновидность дзэнской практики и рекомендуется ученикам. IRL стоит прийти в какой-нибудь зэн-до, обязон среди практикующих можно отыскать хотя бы одного айкидоку и хотя бы одного каратеку.

Человека чего-то достигшего в зэн видно сразу. В его присутствии покрываешься пупырчатыми муражками, хочется смотреть в пол, всё время боишься сказать какую-то глупость и ещё ощущение, что он тебя держит под дулом пистолета, даже если он стоит к тебе спиной. Если вдруг от вашего роси/учителя нет такого ощущения, а есть ощущение манной каши во рту - не надо у них учиться.

В теории зэн это что-то начисто лишённое теории, живое переживание жизни. Учение свободное от письменных знаков, передающееся от сердца к сердцу. Свободное от любых, любых умственных построений. Свободное от любого утверждения и отрцания. Предельное внимание, жизнь и смерть - вот что такое зэн. Лезвие меча. Пущенную тебе в горло стрелу можно отбить лёгким мановением руки. Но... своевременным.

IRL школы зэн представляют из себя что-то вроде кружка кройки и шитья. Жалкое зрелище, душераздирающее зрелище. Ученики учатся имитировать достижения, точно так же, как в Айкикай учатся имитировать техники. Духовность начинается с приобретения правильной подушечки и брендового коврика. Нутыпонял.

Живёт в Европе один мастер зэн, не хочу имён, дабы людей не обидеть, потому как все знакомые косвенно. Мастер этот - японец. Учился у великих учителей, сидел в монастырях по многу десятков лет. Великий японский роси. Сессин с таким роси стоит 100 евро в день с человека. Да-с. И вот значит его дзэн-до. Набивается туда человек 20. Наш японский мастер восседает молча, как гора. Сессин ведут его ученики. Это принято в дзэн, что учитель сидит и не шевелится, а чай разливают, в колокольчики звонят, палочками стучат - его ученики. Так вот, сидит японец. Ученики чай разливают, в колокольчики звенят, палочками стучат. 100 евро в день. 20 человек.

Второй день. Сидит японец. 100 евро в день. 20 человек.

Сессин длится 7 дней. Сидит старый японский мастер, умножает в уме 100 на 7 да на 20 и думает про себя "хорошо сидим". Главное в таком дзэне - не заржать.

Точно так же живёт в Дюссельдорфе один 8-ой дан Айкикай. Прямой ученик Морихея Уесибы, внешний учитель Хомбо Додзё - всё как надо. И вот кажет он технику, где освобождение от захвата начинается с тэнкана внутрь стойки укэ, то есть прямо почками на локти на кулаки, да затылком, да спиной, да вообще чем хочешь. Выполнение техники начинается с того, что нагэ просто поворачивается спиной к противнику и в таком виде замирает. Я внимательно смотрел за лицом старого японца - засмеётся или нет, глядя как немцы повторяют за ним эту технику? Не, не смеётся. Мастер.

Вообще, хорошее айкидо нельзя спутать с плохим. Миг - и ты лежишь на матах на жёстком контроле и болячка такая, что тебе хочется усраться, в самом прямом смысле. И ты вроде и физически сильный и боксом занимался и вообще ты десантник, а лежишь беспомощный и боль такая, что мама дорогая. Что можно возразить на такое айкидо? Чем можно опорочить хороший выстрел из лука? Раз - и стрела торчит в десятке, в золоте. Ну? И что ты скажешь? Случайность? Ветер так подул? Ты можешь сказать что угодно, только вот мишень, а вот стрела. Так и дзэн. Это стрела в золоте. Это айки-джитсу, которое рубит на маты в долю секунды. Это нечто совершенно несгибаемое и неоспоримое. Этого ни с чем нельзя перепутать и ничем нельзя подменить.

А базары за дзэн (ну вот как в этой статье) - это как базары школьников о сексе. "А тут я такой короче беру и сую ей руку в клитор..."



sm_users_img-324168

Разговаривал как-то на тему дзэн с сенсеем Нагано. Хиромити Нагано - 7-ой дан айкидо Ёсинкан, официальный представитель Ёсинкана в Европе, прямой ученик Сиоды, сихан.
-Скажите, какова роль дзэна в айкидо? -спросил я сихана Нагано.
-Дзэн - это когда ты сидишь и попусту теряешь время, -отвечал мне Нагано. -Посмотри за окно. Там кипит жизнь. Столько всего нового. Столько всего интересного. Жизни не хватает, чтобы всё увидеть и всё узнать. Стоит ли тратить жизнь на простое сидение?

ЗЫ: Только что узнал, что оказывается в Вики русской есть статья про Нагано. Нагано-сенсей исповедует нитирэн-буддизм, потому дзэн, логичным образом, отрицает. В той же Вики сказано: В отличие от других буддийских школ, Нитирэн очень активно пропагандирует себя и пытается переубедить сторонников других школ принять свою веру. Вот в чём дело.
Tags: 15. Музыка, 18.zen, 25.sex, 39. Борис Гребенщиков, 4.prism, 50. video, 6.aikido
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments